Мария Гросхольц родилась во второй половине XVIII века в семье немецкого офицера, когда предназначение женщины определялось тремя К - Kinder, Küche, Kirche, но ее судьба оказалась на удивление современной. Закономерно и заслуженно она вошла в историю, и весь мир знает ее под именем Мадам Тюссо.
Малышка Мария никогда не видела своего отца. Он погиб на Семилетней войне еще до ее рождения, и фрау Гросхольц пришлось самой беспокоиться о воспитании и пропитании детей. Молодой вдове удалось устроиться в Берне экономкой в дом доктора Филипа Куртиуса, одним из увлечений которого было изготовление анатомических моделей из воска. Постепенно он перешел к созданию восковых портретов и фигур, и все это время младшая дочь экономки крутилась у него в мастерской. Несомненно, она была смышленой, потому что доктор Куртиус очень рано начал обучать Марию своему искусству, и, переезжая в Париж, пригласил с собой мать с любимой ученицей. На новом месте Филип Куртиус очень быстро добился известности, и самостоятельно уже не справлялся с заказами. Поэтому к 17 годам Мария Гросхольц уже могла похвастать восковыми портретами Вольтера, Жана-Жака Руссо и Бенджамина Франклина, которые она создала. За сим последовало приглашение молодой художницы в Версаль для увековечения членов королевской семьи, где она и поселилась. Блестящая карьера!
Мария даже стала давать уроки скульптуры Мадам Элизабет, сестре короля Людовика XVI. Но близость к монаршей семье чуть не стоила художнице головы. Французская революция, как любая другая, перемалывала в своих жерновах не только прямых виновников народного гнева. Марию присудили к гильотине, как представительницу угнетающего класса, и чудом избежать казни ей помогла другая казнь - Робеспьера. Пламенный якобинец до такой степени переусердствовал со своим террором, что сподвижникам было проще его принудительно угомонить, чем урезонить.
А так как в смутные времена значение наглядной агитации увеличивается, новая власть предложила Марии Гросхольц сделку – жизнь в обмен на художественное сопровождение революционных событий. Таким образом в творческий актив скульптора добавились посмертные маски Робеспьера и Марата, Марии-Антуанетты и Шарлотты Корде.
Когда же французское общество перестало лихорадить, и будущему Марии уже ничего не угрожало, у нее наконец-то появилась возможность заняться своим настоящим. Унаследовав от доктора Куртиуса коллекцию восковых скульптур, в 41 год она вышла замуж за инженера Франсуа Тюссо и стала матерью двух сыновей.
И все был бы неплохо, если бы господин Тюссо не начал злоупотреблять алкоголем. Возможно, это была банальная мужская ревность к успешности супруги. Увещевания на мужа не действовали, поэтому мадам Тюссо приняла приглашение британского импресарио отправиться на Туманный Альбион в тур со своей коллекцией, чтобы, во-первых, дать мужу возможность подумать о своем поведении, а, во-вторых, кто-то должен в семье зарабатывать. Дети, конечно, поехали вместе с матерью, и остались в Британии на неопределенное время, потому что с началом правления Наполеона отношения между Францией и Британией осложнились настолько, что перешли в военные действия.
Мадам Тюссо, не имея возможности вернуться в Париж, пришлось обустраиваться в Лондоне. Она открыла на Бейкер-стрит выставку восковых скульптур, ставшую успешным модным проектом. И даже глобальным, после смерти его создательницы. В возрасте 81 года Мари Тюссо сделала скромный автопортрет, который бережно хранится в музее ее имени.
Нет сомнения, что мадам Тюссо можно назвать self-made woman, хотя термин этот появился только в XX веке. Она опередила свое время, и поэтому значение ее личности ничуть не меньше, чем значение ее творчества.
https://youtu.be/9YwWsdRBhuY?si=Agp2ZhnzX-YZYYth
Комментариев нет:
Отправить комментарий