Переводчик

среда, 8 июля 2020 г.

Дистанционное обучение: за и против

В
ВСЕМИРНО ИЗВЕСТНЫЙ ИТАЛЬЯНСКИЙ УЧЁНЫЙ, ПРОФЕССОР НУЧЧО ОРДИНЕ ЗАЯВИЛ, ЧТО ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ - ЭТО СМЕРТЬ ОБРАЗОВАНИЯ, А НЕ ЕГО БУДУЩЕЕ...
ИА "Красная Весна" приводит текст обращения Ордине с некоторыми сокращениями:
"Хочу передать вам своё беспокойство. Те хвалебные песни виртуальному обучению и дистанционному образованию, которые звучат в последние недели, вызывают во мне ужас.
Мне кажется, дистанционное образование - это троянский конь, который, пользуясь пандемией, хочет прорваться через последние бастионы нашей частной жизни и образования.
Конечно, речь не идёт о чрезвычайных ситуациях. Сейчас приходится приспосабливаться к виртуальному обучению, чтобы спасти учебный год.
Меня беспокоят те, кто считает, что коронавирус - это возможность сделать такой долгожданный скачок вперед.
Они утверждают, что мы уже не сможем вернуться к традиционному образованию, что самое большее, на что можно надеяться - это гибридное преподавание: какие-то занятия будут очными, какие-то - дистанционными.
Среди стольких неопределённостей я уверен лишь в одном: контакт с учениками в аудитории - это единственное, что даёт подлинный смысл образованию и даже самой жизни учителя.
Я преподаю 30 лет, но не могу представить себе проведение занятий, экзаменов или контрольных через холодный экран. Поэтому меня ужасно тяготят думы о том, что осенью, может быть, придётся возобновлять курс с использованием цифрового обучения.
Как преподавать без ритуалов, которые десятилетиями составляли жизнь и радость моего дела? Как я смогу прочесть классический текст, не глядя в глаза своим студентам, не имея возможности увидеть на их лицах выражение неодобрения или сопереживания?
Без учеников и учителей школы и университеты станут пространствами, лишёнными дыхания жизни!
Никакая цифровая платформа - я должен это подчеркнуть - никакая цифровая платформа не может изменить жизнь студента. Только хороший учитель сможет это сделать!
Студентов уже не просят учиться, чтобы стать лучше, чтобы превратить знания в инструмент свободы, критики и гражданской ответственности. Нет, от молодежи требуют получить специальность и зарабатывать деньги.
Потеряна идея школы и университета как сообщества, формирующего будущих граждан, которые смогут работать в своей профессии с твёрдыми этическими принципами и глубоким чувством человеческой солидарности и общего блага.
Мы забываем, что без жизни сообщества, без ритуалов, по которым проходят встречи студентов и преподавателей в аудиториях, не может быть ни подлинной передачи знаний, ни воспитания.
За постоянной онлайн-коммуникацией кроется новая форма ужасного одиночества.
Студенты - это не резервуары, которые нужно заполнить понятиями. Это человеческие существа, которые, как и преподаватели, нуждаются в диалоге, общении, и в жизненном опыте совместного обучения.
В эти месяцы карантина мы, как никогда, осознаём, что отношения между людьми - не виртуальные, а реальные - всё больше превращаются в предмет роскоши.
Как предсказал Антуан де Сент-Экзюпери: «Единственная известная мне роскошь - это роскошь человеческого общения».
Сейчас мы хорошо видим разницу между чрезвычайным положением и нормальностью. Во время эпидемии (чрезвычайной ситуации) видеозвонки, "Facebook", "WhatsApp" и аналогичные инструменты превращаются для запертых в домах людей в единственную форму поддержания наших отношений.
Когда же наступят нормальные дни, эти же самые инструменты могут привести к опасному обману.
Нам необходимо дать понять нашим ученикам, что смартфон может быть очень полезным, когда мы правильно его используем, но он становится очень опасным, когда он использует нас, превращая в рабов, неспособных восстать против своего тирана.
Отношения становятся подлинными только при живых, реальных, физических связях.
А за постоянной онлайн-коммуникацией кроется новая форма ужасного одиночества. Невообразимо, конечно, жить без телефонов, но технология, как и, например, лекарства, могут вылечить, а могут отравить. Зависит от дозы.
Элиты Кремниевой долины посылают своих детей в колледжи, где ставка делается на отношения между людьми, а не на технологии!
Тогда какое будущее можно себе представить?
Одно - в котором у детей богатых будут хорошие учителя и очное высококачественное образование, где приоритет отдаётся человеческим отношениям, в то время как детей из менее имущих классов ожидает стандартизированное образование через телематические и виртуальные каналы.
Вот почему во время пандемии нам нужно понять: хватит требовать хлеба, чтобы насытить тело, если одновременно мы не требуем насытить свой дух.
Почему открыты супермаркеты, а библиотеки, наоборот, закрыты?
В 1931 году, за пять лет до своей гибели от рук франкистов, Федерико Гарсиа Лорка открыл библиотеку в своём родном селении Фуэнте-Вакерос.
Убеждённый в важности культуры для воспитания в читателях любви к ближнему, великий поэт написал потрясающую похвалу книгам:
«Не хлебом единым жив человек. Если бы я был голоден и остался на улице, я не просил бы куска хлеба, я попросил бы полкуска хлеба и книгу.
Человек, у которого есть жажда знаний, но нет средств, испытывает ужасные муки, потому что ему нужны книги, книги, очень много книг…
А где они, эти книги? Книги, книги… Вот магическое слово, которое означает то же, что и „любовь“. Их должны просить народы, как просят хлеба или дождя на свои поля»."...
...Нуччо Ордине - итальянский философ, писатель, крупнейший специалист по итальянскому Возрождению, в частности, по биографии и творчеству Джордано Бруно.
Мировую известность Ордине принесла работа «Граница тени. Литература, философия и живопись у Джордано Бруно» (2003), она переведена и на русский язык.
Ордине родился в Калабрии в 1958 году. Преподаёт итальянскую литературу в университете Калабрии (Ренде).
Приглашённый профессор университетов Франции, Великобритании, Германии, США.

Комментариев нет:

Отправить комментарий