Переводчик

среда, 9 мая 2018 г.

З днем пам"яті і примирення!

Результат пошуку зображень за запитом "9 травня 2018"https://www.stb.ua/ua/2018/05/08/9-maya-otkrytki-i-pozdravleniya/

Коктейль Молотова

«Кокте́йль Мо́лотова»бутылка с зажигательной смесью — общее название простейших жидкостных зажигательных гранат (название Molotov Cocktail имеет распространение в английском языке, в русский язык попало из английского в конце XX века). Обычная конструкция — стеклянная бутылка, содержащая горючую жидкость, и запал (в самом примитивном варианте на горлышке закреплена смоченная горючим тряпка).
Результат пошуку зображень за запитом "Коктейль Молотова"
 Название «коктейль Молотова» произошло от имени председателя Совнаркома и народного комиссара иностранных дел СССР В. М. Молотова - поскольку Молотов вёл переговоры о границе. По одной версии, бутылки с горючей смесью стали изготавливать на финских алкогольных заводах по приказу властей с формулировкой «Нам нужна жидкость, которая долго горит и плохо тухнет». Во время Зимней войны финская армия стала использовать такие бутылки как противотанковое средство.
Хельсинки подвергался постоянным бомбардировкам советской авиации. Между тем Молотов в одном из своих радиовыступлений заявил, что советские бомбардировщики не сбрасывают бомбы, а доставляют продовольствие голодающим финнам[11]. Финны немедленно стали называть советскую кассетную авиационную бомбу РРАБ-3 «хлебной корзиной Молотова», а малогабаритные авиабомбы — «хлебницами Молотова». Бомба была длиной 2,25 метра и диаметром 0,9 метра, содержала 60 маленьких зажигательных бомб. За счёт хвостового оперения бомба вращалась при падении, центробежной силой разбрасывая малые бомбы[12].

По аналогии, финская армия стала называть «коктейлем Молотова» свои бутылки с зажигательной смесью. В финской литературе встречается утверждение, что в самой Финляндии бутылки с зажигательной смесью получили название «коктейль для Молотова», однако иностранные журналисты переиначили название в «коктейль Молотова». Первоначально название употреблялось только к горящей смеси непосредственно, но скоро название закрепилось за изделием в виде бутылки с горючей смесью. Большую роль тут сыграла пропаганда, — если в газетах, особенно англоязычных, термин «коктейль Молотова» стал обычным делом, в окопах осталась «горящая бутылка».
В качестве средства борьбы с бронетехникой противника бутылки с горючим применяли с первого дня Великой Отечественной войны (22 июня 1941, когда немецкая пехота при поддержке шести танков атаковала 18-ю погранзаставу 92-го Перемышльского отряда погранвойск СССР, пограничники сумели уничтожить два танка противотанковыми гранатами и бутылками с бензином)[16]. 26 июня 1941 года при отражении нескольких немецких танковых атак севернее Минска бутылки с горючим использовали военнослужащие 100-й стрелковой дивизии РККА[17].
В СССР к разработке рецептуры огнесмесей был привлечен Химико-технологический институт им. Д. И. Менделеева в Москве, в лабораториях которого после начала Великой Отечественной войны наладили и снаряжение бутылок. 7 июля 1941 года Государственным Комитетом Обороны было издано постановление «О противотанковых зажигательных гранатах (бутылках)», которое обязало Наркомпищепром организовать с 10 июля 1941 г. снаряжение стеклянных бутылок огнесмесью по определенной рецептуре[18].
Во время войны в СССР децентрализованно производились бутылки ёмкостью 0,5-0,75 и 1 л, снаряженные загущёнными горючими смесями № 1, № 2 и № 3 (принятыми на вооружение ещё перед войной), а также смесью БГСи самовоспламеняющейся смесью КС.
Самовоспламеняющуюся смесь КС разработали в августе 1941 года в Саратове А. Т. Качугин и П. С. Солодовник. Смесь КС состояла из бензинакеросина и лигроина, и воспламенялась с помощью запала конструкции А. Т. Кучина и М. А. Щеглова, состоявшего из серной кислотыбертолетовой соли и сахарной пудры[19].
Смесь БГС (получившая название по первым буквам названий компонентов — бензольная головка и сольвент) разработал военинженер третьего ранга, кандидат технических наук К. М. Салдадзе. Производство смеси началось в 1941 году[20].
Бутылки, выпущенные на стекольном заводе в осажденной Одессе, с середины августа 1941 года помимо запала снабжались и этикеткой с призывом к бойцу: «Товарищ! Запал и бутылка изготовлены в Одессе. Не пускай врага в наш город, подожги танк!»[21]
В мемуарах заместителя наркома вооружения СССР Новикова В. Н. приводится иное описание жидкости КС. Он пишет, что жидкость представляла собой смесь сероуглерода и белого фосфора.
Сверху, для защиты от контакта с воздухом (что приводило к самовоспламенению), в бутылку наливался слой воды и керосина.
Соответственно, температура горения этой смести превышала 1000 градусов (в сравнении с 800 градусами у углеводородных ампул) и время горения было существенно бóльшим.
Новиков указывает, что бутылки с КС бойцы охотно принимали как эффективное противотанковое оружие.
Несколько иначе сообщает об этом статья http://inosmi.ru/history/20111001/175343858.html
самой эффективной самовоспламеняющейся смесью — КС, в состав которой входил белый фосфор, растворенный в сероуглероде в пропорции 4:1. Из-за сложности технологического процесса они производились только на специализированных химических заводах. Одним из них был знаменитый комбинат в Сталинграде, где, в частности, были разработаны модификации смеси для условий суровой русской зимы. Зажигательную смесь КС разливали в бутылки из темного стекла, чаще всего из-под пива.
Согласно уставу каждый солдат, направлявшийся на уничтожение танков, должен был иметь при себе как минимум одну бутылку со смесью КС. Её следовало использовать в первую очередь. Правда, одна бутылка не могла повредить машину, но возникающий в результате горения фосфора белый дым ослеплял её экипаж. В уставе четко прописывалось, что использовать следует как минимум две-три бутылки. Практика боя однозначно показала, что все попытки бросать зажигательные бутылки солдатами, не находящимися в укрытии, чаще всего заканчивались смертью или тяжелым ранением от огня пехоты и танковыми пулеметами…
Зажигательные бутылки за исключением единичных случаев использовались в основном как дополнение к противотанковым гранатам или связкам обычных гранат, которыми стремились вначале остановить танк, чтобы после поджечь его при помощи бутылок.
…по не слишком надежным советским данным за всю войну при помощи бутылок было уничтожено 2429 танков, самоходных артиллерийских установок и бронетранспортеров
Уже к 1942, благодаря налаженному производству ПТО пушек и ПТР, значение бутылок с горючими жидкостями сходит на нет.
В 1942 году И. П. Иночкин разработал «бутылкометатель» — устройство, позволявшее забрасывать бутылки жигательной смесью на расстояние 75-100 метров[22].
Кроме того, в Ленинграде выпускался бутылкомёт Цукермана.
Тульские оружейники разработали и внедрили в производство (в полукустарных условиях прифронтовой полосы, когда почти всё оборудование было эвакуировано в тыл) запал для бутылок, состоящий из четырёх кусков проволоки, железной трубки с прорезями, пружины, двух верёвок и холостого патрона 7,62×25 мм ТТ. Обращение с запалом было схоже с обращением с запалом для ручных гранат, с тем отличием, что «бутылочный» запал срабатывал только при разбивании бутылки. Этим была достигнута высокая безопасность в обращении и повышены скрытность и оперативность применения, а также расширен спектр погодных условий, пригодных для применения бутылок. Но в связи с изменением характера войны с оборонительного на наступательный дальнейший выпуск бутылочных запалов был прекращён.
подробнее  https://ru.wikipedia.org/wiki

Комментариев нет:

Отправить комментарий